Образовательные стандарты и требования дошкольного образования.
В Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанной полноценной ступенью уровней непрерывного общего образования. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС ДО — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и вступили в силу с 01 января 2014 года.
В 2022 году вступили в силу изменения в ФГОС ДО, в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 № 955.
Структура образовательных стандартов и требований дошкольного образования включает в себя три компонента.
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ,
Идеологические и методологические основы образовательных стандартов и требований.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС ДО Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС ДО, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на путине прерывного образования в жизни человека.
Как влияет принятие стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС ДО окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
Образовательные стандарты и требования дошкольного образования на практике.
Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает свои программы, в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования и ФГОС ДО.