Наше ДОУ посещают дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху и с тяжелыми нарушениями речи. 

Дети с нарушением слуха.

Нарушение слуха — это всегда серьезная проблема и для ребёнка, и для его родителей (законных представителей). Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребёнка — одиночество и изоляция. За полноценное существование не слышащего малыша можно и нужно бороться.  Дети (как и взрослые) могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребёнок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабо слышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате ребята остаются глухими (или слабо слышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Глухие — такие же, как все!!!

Не слышащие малыши — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить и рисовать. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что не обученный не слышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное ( «Ведь он еще маленький!»).  
Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребёнка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжёлым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребёнка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому слуховое восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки — минимальны. При создании определенных условий не слышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха.

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности.

Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. 
Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребёнка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2-4 месяца, в 1 год и далее — каждые полгода). Если у родителей (законных представителей)  появились подозрения, и им кажется, что малыш не реагирует на резкие звуки, на обращенную к нему речь, не ищет источник звука, нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малышу будет проведена более тщательная диагностика. Иначе можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата — обязательно по одному на каждое ушко(желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов. Для этого крохе дают прослушать с их помощью различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование — это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все глухие или слабо слышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь.

Аудиограмма — кривая, отображающая отклонения остроты слуха от нормы (в децибелах) для разных звуковых частот. 
Но это ещё не все. Как только врач установит диагноз, нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребёнком. Чем раньше начнётся этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители (законные представители), под руководством специалистов и при помощи методических пособий. В последних, очень детально описаны виды занятий и приёмы, с помощью которых можно обучить не слышащего ребёнка речи.

Развитие устной речи.

Для игр с не слышащим ребёнком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить её к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ля-ля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребёнок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесёт какое-то слово сам. За первым появится второе, третье… Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно — главное, что кроха начнёт обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. 
Взрослым следует специально организовывать игровые ситуации, в процессе которых ребёнок вычленяет действия, а родители (законные представители) обозначают их словами: идёт, бежит, спит, плачет, ест… Когда кроха начнёт самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идёт, собака бежит… 
В этой деятельности ребёнок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению. 

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы дети понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком — это не значит понять.

Обучение письму.

Одновременно с чтением следует учить ребёнка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать слова в любом месте и направлении буквами любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия. 

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не даёт должного эффекта — детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20-30 минут в течение многих лет.

Учимся полноценному общению.

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностранную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими детьми. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребёнка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители (законные представители) не скрывали глухоты своего ребёнка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку. Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители(законные представители) занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребёнка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» — по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребёнок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве). Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. 
Важно, чтобы число приятелей у не слышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям (законным представителям) полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребёнок станет ближе и интереснее другим детям, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. 
Родителям (законным представителям) нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребёнка надо воспитывать. Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече — поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо  из родственников или приятелей ко дню рождения.

Воспитываем самостоятельность.

Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребёнок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идёт в магазин вместе с родителями (законными представителями), и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребёнку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители (законные представители)  должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям (законным представителям)  лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет не слышащий малыш. В этом случае ребёнка правильно поймут, а не сделают замечание из-за неправильного произношения. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают друг друга. Поэтому договориться будет не сложно. Постепенно ребёнок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.

Здравствуй, большой мир!

Чем старше становится не слышащий ребёнок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители (законные представители) тоже должны подготовить заранее. Ребёнку надо сообщить, куда он пойдёт, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре, с одной стороны, и интегрируются в общество — с другой. 
Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей (законных представителей), праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит их преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. 
Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. 
Большую пользу приносит не слышащим детям участие в работе кружков и секций. Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей (законных представителей). Взрослые могут интересоваться успехами своего ребёнка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. 
Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабо слышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые не слышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. 
Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабо слышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час!