ФГОС   дошкольного  образования.

В Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. С вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №  1155 и вступили в силу с 01 января 2014 года.

Структура  ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента.

  1. Требования к составлению образовательных программ для ДОУ,  включая описание соотношений части обязательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
  2. Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
  3. Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ,

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН (знаниям, умениям и навыкам) требованиям Федерального государственного стандарта образования.

Идеологические и методологические основы  Федеральных стандартов.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база.  Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС  дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный  шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на путине прерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.

Как влияет принятие стандартов на деятельность ДОУ?

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние  на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

ФГОС дошкольного образования на практике.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень,  в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.

Новые образовательные программы для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.  Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.

Введение  ФГОС дошкольного образования в ДОУ.

  1. Создание Совета, обеспечивающего координацию действий коллектива ДОУ и отвечающего за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса введения ФГОС ДО.
  2. Издание приказа об организации работы по введению ФГОС ДО в ДОУ.
  3.  Заседание внеочередного педагогического совета  ДОУ по введению ФГОС ДО в ДОУ.
  4. Разработка плана-графика введения ФГОС ДО в ДОУ.
  5. Создание рабочей группы из числа педагогических работников ДОУ для реализации ФГОС ДО в ДОУ.
  6. Разработка организационно-управленческих решений, регулирующих реализацию введения ФГОС ДО.
  7. Организация методического, психологического и информационного сопровождения реализации ФГОС ДО в ДОУ.
  8. Внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты ДОУ.
  9. Подготовка к проектированию и разработке общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  10. Организация постоянно-действующего семинара-практикума «Работаем по ФГОС ДО».
  11. Корректировка плана повышения квалификации педагогических работников в связи с введением ФГОС ДО.
  12. Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений в рамках введения ФГОС ДО.
  13. Совершенствование и пополнение предметно-пространственной среды трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным игровым оборудованием.
  14. Информирование родителей (законных представителей) о введении ФГОС ДО в ДОУ: проведение родительских собраний, консультаций и пр..
  15. Организация совместных мероприятий ДОУ с  МБОУ ФЭЛ № 29 и МБОУ СОШ № 16 в рамках преемственности.
  16. Организация изучения опыта внедрения ФГОС ДО в других регионах.